Hydro Oil & Energy Russia ждет ответа Газпрома по Штокману
В середине марта несколько иностранных компаний, среди которых французская Total, норвежские Statoil и Norsk Hydro, подали новые заявки «Газпрому» на участие в проекте разработки Штокмановского газоконденсатного месторождения. О том, в каком качестве готова разрабатывать Российскую Арктику Hydro, а также об освоении Харьяги и новых проектах в России в интервью корреспонденту РБК daily ЕКАТЕРИНЕ ГОЛУБКОВОЙ рассказал президент Hydro Oil & Energy Russia БЕНГТ ЛИ ХАНСЕН.
— Г-н Хансен, недавно вы заменили Петтера Норе на посту президента Hydro-Россия. Означает ли это, что стратегия компании в РФ изменилась?
— Стратегия Hydro не менялась: мы по-прежнему намерены сконцентрировать свою деятельность на проектах на северном шельфе России. Мы продолжим разрабатывать Харьягинское месторождение и будем продолжать активное сотрудничество с «Газпромом» по проекту разработки Штокмановского газоконденсатного месторождения. Конечно, мы хотим участвовать и в других проектах по разработке залежей углеводородов в Российской Арктике.
— У российского правительства есть идея передать разработку Арктики исключительно в ведение госкомпаний — «Газпрома» и «Роснефти». Как вам кажется, смогут ли они справиться без зарубежного участия?
— Мы будем работать в условиях, которые будут или уже созданы в России. Однако мне кажется, что российским компаниям стоило бы сотрудничать с иностранными партнерами в освоении шельфа Северного Ледовитого океана, мы готовы поделиться опытом применения лучших современных технологий, успешного осуществления крупных проектов и сотрудничества с местными властями при разработке нефтегазовых проектов.
— Некоторое время назад Hydro и Statoil по отдельности направили письма «Газпрому» со своими предложениями по Штокману. Когда вы ожидаете ответа?
— В ближайшем будущем.
— В два-три месяца?
— Да, пожалуй, в течение двух-трех месяцев.
— А в каком качестве Hydro хочет участвовать в разработке Штокмана? Согласны ли вы на статус подрядчика?
— Hydro — это нефтегазовая компания, именно в таком качестве мы и намерены инвестировать в проект разработки Штокмана. Мы не согласны быть просто подрядчиками. У Hydro сложились тесные взаимоотношения с «Газпромом», в наш научный центр, на наши предприятия часто приезжают делегации концерна. В частности, в середине апреля у нас была большая делегация (ее возглавлял заместитель начальника департамента по добыче газа, газового конденсата и нефти «Газпрома» Наиль Гафаров. — РБК daily). «Газпром» изучает наш опыт, наши технологии по разработке и ведению офшорных нефтегазовых проектов, которые мы делаем в установленные сроки и в рамках утвержденного бюджета. «Газпрому» интересен и наш опыт в части сотрудничества с властями регионов, где ведутся нефтегазовые проекты.
— В третьем квартале 2007 года произойдет слияние Statoil и Hydro (алюминиевый бизнес останется у Hydro. — РБК daily). В каком качестве Hydro войдет в Штокмановский проект, если соответствующее решение будет принято «Газпромом»?
— Пока что мы работаем как две отдельные компании. Если же положительное решение по Штокману будет принято после третьего квартала, то мы будем участвовать уже как объединенная компания. Я считаю, что так наши позиции будут только сильнее.
— А какое название будет у компании? Ранее упоминалось о StatoilHydro…
— У объединенной компании будет новое название, этот вопрос будет решаться ее советом директоров. В течение года оно будет выбрано, и это будет не StatoilHydro. Пока что окончательное решение не принято.
— Hydro в качестве оператора разрабатывает схожий по сложности со Штокманом газовый проект «Ормен Ланге» на шельфе Норвежского моря (Hydro — 18%, Shell — 17%, Petoro — 36%, Statoil — 10%, Esso — 7%, DONG — 10%). Насколько технологии и опыт, применяемый в Норвегии, могут использоваться на шельфе Баренцева моря?
— Наш опыт работы по этому проекту очень актуален для решения сложностей, которые возникают в проектах в Баренцевом море. Во-первых, это подводные установки по добыче газа, установленные на дне моря. Во-вторых, месторождение Ормен-Ланге расположено на расстоянии 120 км от суши, до которой тянется газопровод, транспортирующий необработанный газ на береговые установки. В-третьих, это завод по подготовке газа, расположенный в Нихамна в округе Аукра, — гигантский завод по разделению потока скважинной продукции на газ и конденсат. Неизвестно, какая именно концепция разработки будет применена на Штокмановском месторождении, ведь оно расположено дальше от берега, нежели Ормен-Ланге, и там другая трасса прокладки трубопровода. Так или иначе, я считаю, что все эти проблемы мы способны решить.
— Существует ли вероятность увеличения запасов газа, обнаруженных на Ормен-Ланге, и, соответственно, увеличения мощности газопровода «Лангелед» (соединяет завод в Нихамна с заводом в Изингтоне, Великобритания. — РБК daily)?
— По результатам проведенной нами доразведки, 3D-сейсмики и других исследований, извлекаемые запасы газа равны примерно 400 млрд куб. м. Окончательный объем запасов будет определен в ходе добычи на месторождении.
— Ищет ли Hydro месторождения, схожие с Ормен-Ланге?
— Да, но пока что таких больших месторождений в Норвегии мы не нашли. Схожие есть в России, например Штокман. Те технологии, которые мы использовали в Норвегии, подходят и для России. Hydro постепенно шла от маленьких к более крупным месторождениям и вполне успешно развивала подводные технологии добычи и включение в разработку месторождений, все более удаленных от берега, а также бурение горизонтальных многоствольных скважин. На Ормен-Ланге мы уложились в смету расходов и в установленные сроки (добыча газа на месторождении начнется в октябре 2007 года, стоимость проекта составила 10 млрд долл. — РБК daily).
— Как проходит разработка Харьягинского проекта? Российские власти обвиняют разработчиков (Total — 50%, Hydro — 40%, Ненецкая нефтяная компания — 10%) в постоянно растущей смете расходов, низком уровне добычи, несоблюдении природоохранного законодательства…
— Я недавно был на Харьяге вместе с нашими партнерами по проекту и представителями российских властей, и мы познакомились с ходом разработки и развитием проекта. Последнее время я читал в прессе, что российские компании проявляют интерес к вхождению в проект. Однако пока что никто к нам не обращался и не начинал никаких переговоров по этому вопросу. Мы открыты для обсуждения, но в рамках условий, прописанных в СРП (российская сторона имеет 20-процентный опцион на вхождение в проект. — РБК daily). Смета расходов согласована между инвесторами проекта и Российской Федерацией, никаких проблем и претензий на данном этапе нет (смета расходов на 2007 год утверждена в размере 146,5 млн долл. — РБК daily). Я бы хотел подчеркнуть, что за все переговоры с российскими властями отвечает оператор проекта — Total. В будущем инвестиции в проект будут увеличены, что в свою очередь обозначает увеличение добычи. Однако это потребует предоставления дополнительных квот в трубопроводной системе (квота составляет 1 млн т нефти в год при мощности нефтепровода 12 млн т. — РБК daily).
— У Hydro был проект по строительству алюминиевого завода в Мурманской области, в силе ли он?
— Как концерн, занимающийся энергетикой и алюминием, мы постоянно рассматриваем варианты синергических связей в различных странах мира, включая Россию. Что касается возможности строительства алюминиевого завода в Мурманской области, это будет зависеть от реализации Штокмановского проекта. Если Hydro или Statoil войдут в проект, то можно будет говорить о создании подобных мощностей.
— Интересуют ли Hydro страны — соседи России? Ведь значительные запасы газа есть в Туркмении, других центральноазиатских странах…
— У нас нет планов войти в проекты в Туркмении.
— А в каких странах будет развивать свою деятельность объединенная компания?
— Руководство объединенной компании будет принимать решение, где будет сконцентрирована международная деятельность, основываясь на том, в каких странах работают на сегодняшний день обе компании, включая такие страны, как Ангола, Ливия, Канада, Иран, регион Мексиканского залива и, конечно же, Россия.
13.03.2025
Ушел из жизни эксперт Агентства нефтегазовой информации Александр Хуршудов
Светлая память. Без его аналитики данные о будущем еще более размыты и подвержены манипуляциям..
04.08.2017
Анатолий Григорьев: Право называться первопроходцами принадлежит именно геологам
Мой любимый,дорогой брат.Горжусь тобой!Перестала биться сердце Анатолия Васильевича.26 марта 2025 г. Крым 29 марта 2025.
02.12.2024
В России за 2024 год произошло 23 взрыва бытового газа
Вот сколько живу - раньше с 70-х до 2000-ни о каких взрывах газа не слышали. А последние лет 10 это просто бич какой то! То ли раньше люди более ответственными были, то ли сейчас одни шалопаи безответственные пошли!
21.02.2025
В Тюмени около 2 тыс. студентов приняли участие в ярмарке вакансий
Добротный материал. Интересное событие.
Редакция АНГИ - как всегда в материале и на пике новостей. Спасибо.
28.01.2025
В год 50-летия Когалыма в городе откроют новые объекты социальной инфраструктуры
18 лет моей жизни прошло в Когалыме. Замечательный город, замечательные люди. Город с каждым годом просто расцветает! Спасибо компании ЛУКОЙЛ и, главное, огромнейшее спасибо ее президенту Вагиту Юсуфовичу Алекперову за их человечное отношение к жителям города. Благодаря им в городе созданы все условия для молодых семей и их маленьких детей. А в последнее время созданы условия и для молодежи.
30.01.2025
Суд обязал пересмотреть газовые и нефтяные проекты Shell и Equinor
Проекты были разработаны до ГринПис, и Разрешения Выданы! Бурить! И Добывать!
15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике
У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.
23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом
А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....
11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина
Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.
29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли
Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.