Топливный кризис может сократить число российских авиакомпаний как минимум вдвое
Если цена керосина повысится еще на 20%, то банкротств действительно не избежать, отмечает аналитик ВТБ Елена Сахнова. Уже сегодня топливная составляющая в операционных расходах у «Аэрофлота» — около 40%, у «Трансаэро» — 37,7%, у дискаунтера Sky Express — 35%.
Но самые плохие времена для российских перевозчиков еще впереди, строит мрачные прогнозы Сахнова. Если в сезон отпусков спрос на авиабилеты традиционно высок, то в «тихие» периоды (октябрь — ноябрь и январь — февраль) пассажиропоток резко падает. И в этой ситуации компаниям может не хватить доходов, чтобы расплатиться с поставщиками. Ведь, как поясняет Сахнова, авиаперевозки — низкорентабельный бизнес (среднеотраслевой показатель — около 3% по операционной прибыли) и заработать возможно лишь на объемах.
Самыми уязвимыми она называет компании с ежегодным пассажиропотоком менее 1 млн человек. А к этой категории не относятся только 11 первых по этому показателю (см. таблицу) из примерно 150 российских перевозчиков (данные Транспортной клиринговой палаты). Исключение составляют корпоративные и чартерные авиакомпании. В зоне риска и те, у кого флот состоит преимущественно из старых судов, уверен аналитик «Ренессанс капитала» Эдуард Фаритов. Новые лайнеры дают экономию по топливу до 30-50%, поясняет гендиректор Sky Express Марина Букалова. В парке ее компании исключительно Boeing. Но несмотря на это, Sky Express пришлось с начала года вдвое увеличить сумму топливного сбора — с 500 руб. в январе до 1000 руб. в июне, признается Букалова. «Мы не обанкротимся, но и на высокие темпы развития рассчитывать не стоит», — признает она.
В России большинство авиакомпаний уже едва ли не подпадают под определение «банкрот», считает гендиректор торгового дома «Топливное обеспечение аэропортов» (ТОАП, оптовый трейдер авиакеросина, работает в 120 аэропортах страны) Евгений Островский. Достаточно посмотреть на финансовые показатели: отрицательная рентабельность и прибыль, просроченная кредиторская задолженность.
Такие встречаются даже в двадцатке крупнейших авиакомпаний России, говорит Островский.
Выживут, по его мнению, перевозчики первой пятерки («Аэрофлот», «Сибирь», «Россия», «Трансаэро», «Ютэйр»), а также имеющие «могучего партнера в лице государства или большой корпорации».
Но даже лидеру отрасли и крупнейшему перевозчику страны — «Аэрофлоту» тоже нелегко. В 2006-2007 гг. его рентабельность по чистой прибыли была 9%. Однако из-за роста цен на авиакеросин этот показатель в 2008 г. сократится до 3%, а в 2009 г. — до 2%, говорится в отчете «Ренессанс капитала» (см. график на стр. А1).
В такой ситуации на рынке та же ТОАП вынуждена жестко контролировать оплату за керосин, отмечает Островский. А, в частности, с «Красэйр» и «Домодедовскими авиалиниями» (ДАЛ) — и вовсе работать по предоплате из-за накопленного ими долга в 3,5 млрд руб. Его ТОАП взыскивает с компаний через суд. Кстати, именно к ДАЛ уже подан первый иск и о признании перевозчика банкротом (заявитель — поставщик авиа-ГСМ Русская нефтяная группа).
Во всем мире банкротство авиакомпаний становится распространенным явлением. Только за первую половину 2008 г. обанкротились или приостановили деятельность 25 перевозчиков (данные Международной ассоциации воздушного транспорта).
В России первые банкротства могут появиться к следующему лету, полагает Сахнова. Но механизм банкротства у нас не отработан, поэтому скорее стоит говорить в связи с этим о возможных слияниях или поглощениях, отмечает Островский.
13.03.2025
Ушел из жизни эксперт Агентства нефтегазовой информации Александр Хуршудов
Светлая память. Без его аналитики данные о будущем еще более размыты и подвержены манипуляциям..
04.08.2017
Анатолий Григорьев: Право называться первопроходцами принадлежит именно геологам
Мой любимый,дорогой брат.Горжусь тобой!Перестала биться сердце Анатолия Васильевича.26 марта 2025 г. Крым 29 марта 2025.
02.12.2024
В России за 2024 год произошло 23 взрыва бытового газа
Вот сколько живу - раньше с 70-х до 2000-ни о каких взрывах газа не слышали. А последние лет 10 это просто бич какой то! То ли раньше люди более ответственными были, то ли сейчас одни шалопаи безответственные пошли!
21.02.2025
В Тюмени около 2 тыс. студентов приняли участие в ярмарке вакансий
Добротный материал. Интересное событие.
Редакция АНГИ - как всегда в материале и на пике новостей. Спасибо.
28.01.2025
В год 50-летия Когалыма в городе откроют новые объекты социальной инфраструктуры
18 лет моей жизни прошло в Когалыме. Замечательный город, замечательные люди. Город с каждым годом просто расцветает! Спасибо компании ЛУКОЙЛ и, главное, огромнейшее спасибо ее президенту Вагиту Юсуфовичу Алекперову за их человечное отношение к жителям города. Благодаря им в городе созданы все условия для молодых семей и их маленьких детей. А в последнее время созданы условия и для молодежи.
30.01.2025
Суд обязал пересмотреть газовые и нефтяные проекты Shell и Equinor
Проекты были разработаны до ГринПис, и Разрешения Выданы! Бурить! И Добывать!
15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике
У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.
23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом
А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....
11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина
Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.
29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли
Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.