$64.44 -0.73%
$ 79.71 -0.03
€ 90.52 +0.32
               

Ветку Обская—Бованенково могут передать в ОАО "Ямальская железнодорожная компания"

Коммерсант
26 ноября 2010/ 07:58
Минэкономики придумало, как избавить "Газпром" от 500 км непрофильных железных дорог стоимостью 130 млрд руб., не продавая их ОАО РЖД. Ветку Обская—Бованенково планируется внести в капитал ОАО "Ямальская железнодорожная компания" (ЯЖДК). Однако это будет лишь формальным решением проблемы, потому что в результате "Газпром" станет основным акционером непрофильной для него ЯЖДК. Продать этот актив будет так же сложно, как и саму железнодорожную ветку.

Как сообщили "Ъ" в Минэкономики, министерство нашло новую схему решения проблемы по избавлению "Газпрома" от железной дороги Обская—Бованенково. Эта ветка протяженностью 525 км в Ямало-Ненецком автономном округе из района Салехарда на север, на Ямал, к месторождениям монополии. В сентябре 2009 года премьер Владимир Путин на выездном совещании на Ямале предложил избавить "Газпром" от непрофильного бизнеса путем продажи железной дороги ОАО РЖД. Тогда глава "Газпрома" Алексей Миллер уточнял, что сумма сделки должна покрыть затраты на ветку — 130 млрд руб.,— но президент ОАО РЖД Владимир Якунин сразу назвал эту цифру "нереалистичной".

В среду господин Якунин заявил, что Минэкономики и Минтранс признали приобретение ветки у "Газпрома" экономически нецелесообразым. Вчера в министерствах "Ъ" подтвердили, что такой вывод сделан по итогам предварительного анализа, поскольку сделка приведет к дополнительной тарифной нагрузке на грузоотправителей. "В рамках действующего тарифного прейскуранта, который распространится на Обскую—Бованенково в случае ее выкупа, она не будет окупаемой для ОАО РЖД — слишком мал грузооборот",— поясняют в Минэкономики. Альтернативой могло бы быть установление исключительного тарифа на данном участке, но и тогда многократно увеличится тарифная нагрузка на "Газпром".

Поэтому сейчас Минэкономики считает, что "Газпром" может передать ветку Обская—Бованенково в уставный капитал ЯЖДК. Именно эта компания является единым эксплуатантом железных дорог на Ямале, в том числе других участков, принадлежащих "Газпрому" (за исключением Обской—Бованенково). По мнению Минэкономики, передача ветки в ЯЖДК к увеличению тарифов не приведет. "ЯЖДК не является субъектом естественной монополии, поэтому система тарифообразования естественной монополии будет формироваться исходя из рыночной конъюнктуры",— поясняют в министерстве. Однако формирование рынка на данном направлении выглядит сомнительным — основным грузоотправителем все равно останется "Газпром".

Он же станет и основным акционером ЯЖДК. Сейчас владельцами компании являются ОАО РЖД и корпорация "Урал промышленный — Урал полярный" (УПУП; по 45% акций), а также предприниматель Яков Крафт, контролирующий 10% акций. Однако у ЯЖДК практически нет активов, и если "Газпром" внесет в компанию ветку стоимостью 130 млрд руб., то сможет претендовать на полный контроль над ЯЖДК, говорит аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков. В ОАО РЖД и УПУП от комментариев по возможному приходу нового акционера в ЯЖДК отказались.

Источник "Ъ" в "Газпроме" добавляет, что вариант Минэкономики монополии неинтересен. "Передача ветки в ЯЖДК ничего не меняет для "Газпрома",— поясняет собеседник "Ъ".— Монополии интересна продажа непрофильных активов". С этим соглашается Светлана Гризан из "ВТБ Капитала". Она отмечает, что "Газпрому" нужны средства, а "в данной схеме никакого экономического смысла нет". Андрей Рожков уточняет, что даже если "Газпром" консолидирует свои железнодорожные ветки на базе профильной ЯЖДК, шансы на капитализацию этого бизнеса крайне малы. "Это слишком длинные инвестиции, ни один инвестор не будет вкладывать в этот актив таких денег",— поясняет аналитик.

Сейчас в связи со строительными работами по ветке перевозится 200 тыс. тонн грузов в год, говорит источник "Ъ" в "Газпромтрансе" (перевозит грузы по Обской—Бованенково). В 2011 году грузопоток может сократиться вдвое — закончится перевозка труб для трубопровода Бованенково—Ухта. "Максимально возможный объем перевозимых грузов планировался на уровне 2-2,5 млн тонн в год, в основном это строительные грузы, трубы, оборудование, а также частично углеводороды",— говорит источник "Ъ". Но, уточняет он, инвестиции даже при таком грузопотоке будут окупаться очень долго.

Просмотров 1198
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

23.05.2025
Биоэкономика и биоэнергетика: Какие у отрасли перспективы развития в России

23.05.2025 Екатерина Александровна

Поднята очень актуальная тема. Ждем реализации инициатив

13.03.2025
Ушел из жизни эксперт Агентства нефтегазовой информации Александр Хуршудов

05.05.2025 nik

Светлая память. Без его аналитики данные о будущем еще более размыты и подвержены манипуляциям..

04.08.2017
Анатолий Григорьев: Право называться первопроходцами принадлежит именно геологам

29.03.2025 Людмила Федоровна Поршнева Степина

Мой любимый,дорогой брат.Горжусь тобой!Перестала биться сердце Анатолия Васильевича.26 марта 2025 г. Крым 29 марта 2025.

02.12.2024
В России за 2024 год произошло 23 взрыва бытового газа

21.03.2025 Белянчикова Александра Аркадьеана 67 лет

Вот сколько живу - раньше с 70-х до 2000-ни о каких взрывах газа не слышали. А последние лет 10 это просто бич какой то! То ли раньше люди более ответственными были, то ли сейчас одни шалопаи безответственные пошли!

21.02.2025
В Тюмени около 2 тыс. студентов приняли участие в ярмарке вакансий

21.02.2025 Критик 49

Добротный материал. Интересное событие.
Редакция АНГИ - как всегда в материале и на пике новостей. Спасибо.

28.01.2025
В год 50-летия Когалыма в городе откроют новые объекты социальной инфраструктуры

11.02.2025 Кузьмичев Олег Борисович, 62 года

18 лет моей жизни прошло в Когалыме. Замечательный город, замечательные люди. Город с каждым годом просто расцветает! Спасибо компании ЛУКОЙЛ и, главное, огромнейшее спасибо ее президенту Вагиту Юсуфовичу Алекперову за их человечное отношение к жителям города. Благодаря им в городе созданы все условия для молодых семей и их маленьких детей. А в последнее время созданы условия и для молодежи.

30.01.2025
Суд обязал пересмотреть газовые и нефтяные проекты Shell и Equinor

30.01.2025 Седов Виктор Юрьевич, 81г, 11мес.

Проекты были разработаны до ГринПис, и Разрешения Выданы! Бурить! И Добывать!

15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике

16.11.2024 Пётр

У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.

23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом

24.10.2024 Болбат Михаил Александрович

А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....

11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина

11.10.2024 Андрей

Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.


^