Александр Шпильман: изучение недр всегда было задачей государственной важности

- Объемы поисково-разведочного бурения - один из основных показателей благополучия геологии. Как говорил Виктор Иванович Муравленко, «нефть - на кончике долота». Сколько пробурил - столько найдешь. Конечно, важны природа, умение, удача. Но главное - бурение. А мы сейчас бурим поисково-разведочных скважин меньше, чем в самые кризисные годы. Если в начале 2000-х в Югре бурили более миллиона метров, то сейчас объемы упали до 220 тысяч. Прирост запасов нефти, о котором говорит Министерство природных ресурсов, в основном обеспечивается пересчетом запасов, в результате появляются в основном уточненные оценки, а не новые открытые месторождения нефти.
То, что происходит в Югре – происходит и по всей стране. Делегаты 7 съезда геологов, на котором я выступал с докладом, объясняют это, прежде всего, недостатком финансирования геологоразведки со стороны государства.
- Как влияет на решение этих проблем компания «Росгеология»?
- В пользу создания такой компании высказывались многие геологи. В прошлом году Указом Президента России наконец появился холдинг, объединивший более 40 геологоразведочных предприятия, разбросанных по всей стране. Предполагалось, что холдинг станет проводником государственных интересов, возьмет на себя решение системных задач в геологической отрасли России. На деле получилась обычная компания, которая также, как и все - ищет заказы, участвует в конкурсах... Будучи на съезде геологов, узнал, что после ухода Сергея Донского в «Росгеологии» несколько месяцев не назначен генеральный директор. Крупная структура не может полноценно действовать без руководителя, наделенного всеми полномочиями. От него в значительной степени зависит стратегия развития такой крупной компании.
Возможно, что у «Росгеологии» изначально не была продумана концепция. Или концепция продумана, но принято половинчатое решение. На съезде - и с трибуны, и в кулуарах - говорили, что в компании не до конца решены организационные вопросы. Мне кажется, что у «Росгеологии» есть проблемы и с неким правовым или организационным статусом. В любом случае нужно более оперативно решать все эти вопросы.
Сегодня «проедается» то, что было подготовлено еще в советские времена, т. е. совершенно недостаточны объемы подготовки новых запасов нефти, других видов стратегического сырья и государству. На мой взгляд, нужно активизировать участие в развитии геологоразведочной отрасли России - и организационное, и финансовое. Все-таки изучение недр во все исторические времена в России, начиная с Петра I, было задачей государственной важности.
- За последние десять лет в Югре открыто более шестидесяти месторождений. Есть ли среди них месторождения федерального значения?
- В последние годы открываются в основном месторождения небольшого размера. Но из тех 60, о которых Вы упомянули, четыре содержат более 10 млн. тонн извлекаемых запасов нефти. В целом же в нераспределенном фонде недр, т. е среди месторождений, не переданных нефтяным компаниям в разработку, есть месторождения с запасами нефти более 70 млн. т. (т. е. федерального значения). Это Имиллорское и имени В. И. Шпильмана. Последнее в настоящее время выставлено Правительством России на аукцион по цене 14 миллиардов рублей. Прием заявок закроют 28 ноября. Думаю, что такой актив интересен нескольким крупным нефтяным компании.
В последнее время среди вновь открываемых месторождений преобладают небольшие, где запасы нефти меньше 1 млн тонн. За их счет поддержать достигнутый уровень добычи проблематично. Сейчас, открывая месторождение с запасами больше 10 миллионов тонн, мы радуемся. Во времена, когда открывали и осваивали Самотлор, геологи проходили мимо таких месторождений, искали более крупные... Не до них было, когда нужно вводить в строй месторождения с запасами сотни миллионов и даже миллиардов тонн нефти.
- Все больше оптимистичных прогнозов звучит по поводу баженовской свиты, которая по запасам нефти может, якобы, затмить Самотлор...
- Разработка баженовской свиты началась с Салымского месторождения, которое мы считаем крупнейшим в России по запасам баженовской нефти. Сейчас в ХМАО-Югре добывается из бажена и похожего по геологическому строению абалака около полумиллиона тонн нефти в год.
В перспективе освоение запасов баженовской свиты, действительно, выглядит привлекательно. Хотя бы потому, что в регионе есть необходимая инфраструктура, что позволяет рассчитывать на меньшие затраты и меньший ущерб для окружающей среды.
Породы баженовской свиты насыщены нефтью, битумом, это уникальный природный резервуар. Весь вопрос в том, как ее добывать. Залежи здесь в основном непригодны для разработки традиционными методами, при которых используется закачка воды в пласт для поддержания пластового давления. В данном случае для поддержания пластового давления придется применять особые технологии закачки газа, пара, реагентов. Освоение баженовской свиты - дело новое и сложное. Пока никто не может достоверно предположить, насколько удастся использовать ее потенциал. Да и сам потенциал еще до конца не изучен.
А ведь есть еще тюменская свита среднеюрского возраста, нижнеюрские отложения, изучением которых мы также целенаправленно занимаемся. В соответствии с последней официальной количественной оценкой ресурсов нефти, выполненный по заказу агентства «Роснедра» нашим Центром рационального недропользования, потенциал этих отложений в Югре оценен более чем в три миллиарда тонн.
- Александр Владимирович, какие рекомендации дал съезд геологов, недавно прошедший в Москве, по улучшению состояния дел в отрасли?
- Делегаты съезда считают увеличение объемов геологоразведочных работ важнейшей государственной задачей. Это заявление особенно актуально для Тюмени, Югры, Ямала. Во многих докладах прозвучало, что западносибирская нефтегазовая провинция - это фундамент социально-экономического развития страны, основная провинция на ближайшие годы. Запланированы крупные геологические проекты в нашем регионе, ввод в поиск, разведку и освоение новых перспективных районов. Я надеюсь на двухкратное увеличение поисково-разведочных работ в Югре в ближайшие 5 лет. Задача вполне реальная и выполнимая.
13.03.2025
Ушел из жизни эксперт Агентства нефтегазовой информации Александр Хуршудов
Светлая память. Без его аналитики данные о будущем еще более размыты и подвержены манипуляциям..
04.08.2017
Анатолий Григорьев: Право называться первопроходцами принадлежит именно геологам
Мой любимый,дорогой брат.Горжусь тобой!Перестала биться сердце Анатолия Васильевича.26 марта 2025 г. Крым 29 марта 2025.
02.12.2024
В России за 2024 год произошло 23 взрыва бытового газа
Вот сколько живу - раньше с 70-х до 2000-ни о каких взрывах газа не слышали. А последние лет 10 это просто бич какой то! То ли раньше люди более ответственными были, то ли сейчас одни шалопаи безответственные пошли!
21.02.2025
В Тюмени около 2 тыс. студентов приняли участие в ярмарке вакансий
Добротный материал. Интересное событие.
Редакция АНГИ - как всегда в материале и на пике новостей. Спасибо.
28.01.2025
В год 50-летия Когалыма в городе откроют новые объекты социальной инфраструктуры
18 лет моей жизни прошло в Когалыме. Замечательный город, замечательные люди. Город с каждым годом просто расцветает! Спасибо компании ЛУКОЙЛ и, главное, огромнейшее спасибо ее президенту Вагиту Юсуфовичу Алекперову за их человечное отношение к жителям города. Благодаря им в городе созданы все условия для молодых семей и их маленьких детей. А в последнее время созданы условия и для молодежи.
30.01.2025
Суд обязал пересмотреть газовые и нефтяные проекты Shell и Equinor
Проекты были разработаны до ГринПис, и Разрешения Выданы! Бурить! И Добывать!
15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике
У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.
23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом
А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....
11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина
Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.
29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли
Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.