Авиаперевозчики смогут выбирать, у кого покупать керосин
Объем продаж авиационного керосина в России в 2005 г. составил около 67,23 тыс. тонн. Основные игроки на российском рынке авиатоплива – «ЛУКОЙЛ» (24% объема поставок), ЮКОС (17%), ТНК-ВР (14%), «Сургутнефтегаз» (13%), «Сибнефть» (11%). В настоящее время стоимость одной тонны топлива у производителей составляет около 16 тыс. руб. Большую часть керосина компании продают ТЗК аэропортов – единственным официальным продавцам. По оценкам аналитиков, сегодняшние цены в России на авиационное топливо существенно выше западных – 1,8 долл. за галлон (около 13,7 тыс. руб. за тонну). Эксперты считают, что по этой причине рентабельность многих региональных авиакомпаний приближается к нулевой.
Во всем мире ТЗК аэропортов выполняют сервисные функции. «Основной источник доходов этих компаний – плата за хранение топлива и услуги заправки», – сказал RBC daily генеральный директор торгового дома «Топливное обеспечение аэропортов» (ТОАП) Евгений Островский. В России же большая часть ТЗК продает авиакеросин. Такова ситуация, например, в московских аэропортах Внуково и Шереметьево. «Сейчас в аэропорту работают ТЗК, принадлежащие ТОАП и «Сургутнефтегазу», а также собственный комплекс, большей конкуренции аэропорту не надо», – объяснил RBC daily первый заместитель генерального директора аэропорта «Внуково» Виталий Ванцев. Учредителем ТЗК в Шереметьево является «Аэрофлот», который диктует условия и цены на продажу авиационного топлива для других авиакомпаниий. Руководитель пресс-службы «Аэрофлота» Ирина Даненберг отказалась от комментариев, сославшись на то, что эту проблему должен решать сам аэропорт и его ТЗК. По мнению экспертов и представителей авиакомпаний, наиболее либеральный аэропорт – Домодедово, там авиаперевозчикам разрешают хранить топливо, купленное у альтернативных поставщиков.
По данным исследовательской группы «Петромаркет», ТЗК прибавляют к цене топлива 20%. Покупать напрямую у производителей, разумеется, выгоднее: тонна керосина, купленная непосредственно у «ЛУКОЙЛа», стоит 17,6–17,8 тыс. руб.», – говорит начальник аналитического отдела ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин. Завышенную цену на топливо ТЗК пытаются маскировать снижением стоимости других услуг. Как рассказал RBC daily топ-менеджер ТЗК одного из региональных аэропортов, пожелавший остаться неназванным, высокая стоимость авиационного топлива компенсируется низкими ценами на хранение и заправку.
Базовые перевозчики вообще не платят за хранение топлива. «Обычно такая ситуация наблюдается в регионах, где авиакомпании обслуживают органы власти, предоставляя бесплатные билеты для реализации различных социальных программ. За это аэропорты не берут с них деньги за хранение топлива», – говорит собеседник. Недополученную прибыль от бесплатного хранения ТЗК раскидывают по всем остальным операторам. «Преференции для собственных авиакомпаний – обычное дело во всех аэропортах мира, все зависит от договоренностей между аэропортом и авиакомпанией», – отмечает Виталий Ванцев. В частности, Внуково снижает цену авиакомпаниям UTair и «Атлант-Союз». «Базовая компания приносит основные доходы аэропорту, поэтому даже пользуется льготами по взлету и посадке», – отмечает Ирина Даненберг. «Дело даже не в преференциях, а в стратегическом партнерстве», – говорит коммерческий директор авиакомпании «Атлант-Союз» Вячеслав Илюшин.
Сегодня только 10% аэропортов России позволяют авиакомпаниям или операторам выбирать, где покупать топливо. В итоге, рентабельность многих региональных авиакомпаний приблизилась к нулю. Это вынудило несколько авиакомпаний из Приморья и Краснодарского края пожаловаться на ТЗК в антимонопольную службу. В пресс-релизе ведомства сообщается, что сейчас идет проверка деятельности ТЗК на соответствие антимонопольному законодательству. Однако уже вчера, не дожидаясь результатов расследования, служба рекомендовала аэропортам продавать топливо всем на равных условиях, а также разрешать хранить топливо вне зависимости от его происхождения, если это позволяют технические возможности.
Решение ФАС разрушит монополию не только аэропортов, но и самих нефтяных компаний. По мнению аналитиков, теперь на рынке, возможно, впервые появится конкуренция, если, конечно, ТЗК сумеют найти у себя свободное место для хранения чужого топлива. Правда, как сообщили в пресс-службе ФАС, ведомство будет проверять наличие или отсутствие пустых баков. «Теперь цены на авиатопливо опустятся, сегодня они и так уже выше мировых», – радуется аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Ростислав Мусиенко. С ним соглашается аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков, который не исключает, что в течение двух–трех месяцев цены упадут на 10-15%.
Сами нефтяники отказались от официальных комментариев. Как сообщил RBC daily представитель одной из компаний, попросивший об анонимности, либерализация рынка авиатоплива не выгодна ни ТЗК, ни производителям. Он пояснил, что каждый ТЗК принадлежит либо самой нефтяной компании, либо структуре аэропорта, во втором случае ТЗК делится с партнером прибылью. Однако авиаперевозчики настаивают на дальнейшем ужесточении мер. По мнению Вячеслава Илюшина, цену на топливо вообще должно устанавливать государство. «Так поступают в Азербайджане, Иране, Туркменистане. Например, тонна керосина в Иране стоит 90 долл.», – резюмирует он.
13.03.2025
Ушел из жизни эксперт Агентства нефтегазовой информации Александр Хуршудов
Светлая память. Без его аналитики данные о будущем еще более размыты и подвержены манипуляциям..
04.08.2017
Анатолий Григорьев: Право называться первопроходцами принадлежит именно геологам
Мой любимый,дорогой брат.Горжусь тобой!Перестала биться сердце Анатолия Васильевича.26 марта 2025 г. Крым 29 марта 2025.
02.12.2024
В России за 2024 год произошло 23 взрыва бытового газа
Вот сколько живу - раньше с 70-х до 2000-ни о каких взрывах газа не слышали. А последние лет 10 это просто бич какой то! То ли раньше люди более ответственными были, то ли сейчас одни шалопаи безответственные пошли!
21.02.2025
В Тюмени около 2 тыс. студентов приняли участие в ярмарке вакансий
Добротный материал. Интересное событие.
Редакция АНГИ - как всегда в материале и на пике новостей. Спасибо.
28.01.2025
В год 50-летия Когалыма в городе откроют новые объекты социальной инфраструктуры
18 лет моей жизни прошло в Когалыме. Замечательный город, замечательные люди. Город с каждым годом просто расцветает! Спасибо компании ЛУКОЙЛ и, главное, огромнейшее спасибо ее президенту Вагиту Юсуфовичу Алекперову за их человечное отношение к жителям города. Благодаря им в городе созданы все условия для молодых семей и их маленьких детей. А в последнее время созданы условия и для молодежи.
30.01.2025
Суд обязал пересмотреть газовые и нефтяные проекты Shell и Equinor
Проекты были разработаны до ГринПис, и Разрешения Выданы! Бурить! И Добывать!
15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике
У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.
23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом
А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....
11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина
Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.
29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли
Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.