$64.96 +1.62%
$ 80.55 -0.34
€ 89.7 -0.41
               

ТНК-BP решила украинский вопрос

RBCdaily
20 апреля 2006/ 08:36
ТНК-ВР передумала закрывать Лисичанский НПЗ на Украине и планирует в будущем начать экспортировать производимые на заводе нефтепродукты на рынки Восточной Европы. По мнению экспертов, такое решение мотивировано грядущим сокращением поставок на этот рынок нефтепродуктов «ЛУКОЙЛа» и «Сургутнефтегаза» в связи с призывом российского правительства обеспечить посевную достаточным количеством топлива. В Восточной Европе цены на самые ходовые экспортные продукты из России и СНГ – дизельное топливо и мазут – в два раза выше, чем в странах-производителях горючего. Правда, аналитики предупреждают, что у ТНК-ВР есть только год для входа на новый рынок: с 2007 года рост восточноевропейского рынка замедлится.
В 2005 г. ТНК-ВР увеличила долю экспорта нефтепродуктов на 50%, до 14,2 млн тонн, в том числе 4,5 млн тонн дизельного топлива и 7,7 млн тонн мазута. В 2004 г. объемы поставок были скромнее – 3 млн тонн дизеля и 5,1 млн тонн мазута. Большая часть вывозимых на Северо-Запад Европы дизельного топлива и мазута поступает с Рязанского НПЗ. По прогнозам ИК «Тройка Диалог», в 2006 г. объем экспорта продолжит расти. В декабре 2005 г. на Рязанском НПЗ закончен очередной этап модернизации, что позволит выпускать дизельное топливо, соответствующее нормам «Евро-4».
О том, что ТНК-ВР собирается начать экспорт нефтепродуктов с Лисичанского НПЗ на восточноевропейский рынок, представители компании говорили еще в 2005 году. Однако планы оставались нереализованными в силу ряда причин. Сначала ТНК-ВР мешали проверки украинской прокуратуры на предмет законности приватизации НПЗ, потом завод пришлось остановить для проведения реконструкции. В феврале 2006 г. представители компании вообще не исключали полной остановки работы НПЗ из-за убытков в размере 15-20 млн долл., вызванных ростом импорта моторного топлива. Однако вчера президент ТНК-BP Роберт Дадли заявил, что компания по-прежнему рассматривает возможность старта экспорта нефтепродуктов в Восточную Европу. Речь идет о поставке дизельного топлива и мазута – самых востребованных продуктов в Европе.
По мнению аналитиков, ничего удивительного в решении компании нет. «В Восточной Европе уже работают «ЛУКОЙЛ» и «Сургутнефтегаз», которые достаточно успешно продают аналогичный набор продуктов», – сказал RBC daily аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров. Как пояснили в пресс-службе «ЛУКОЙЛа», мазут в Европе идет на отопление и последующую глубокую переработку для получения бензина. «Наш бензин, к сожалению, пока непригоден для поставок в регион из-за несоответствия европейским стандартам. Там уже действует норма «Евро-4», а мы только начали выпуск «Евро-3», – сокрушаются в нефтяной компании.
Также ТНК-ВР сможет продавать прямогонный бензин для восточноевропейской нефтехимической отрасли. По словам Валерия Нестерова, переработка нефти выгодна ТНК-ВР в условиях высоких цен на нефть: известно, что рентабельность переработки в 6-7 раз выше, чем у поставок сырой нефти. Еще один аргумент «за» – более высокие цены на нефтепродукты. По данным Минэкономразвития, в Европе литр дизельного топлива стоит от 0,8 до 1,2 евро, в России – 0,5.
Начальник аналитического отдела ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин считает, что российские продукты завоевывают место на зарубежных рынках не из-за низких цен (в странах Восточной Европы действует антидемпинговое законодательство). «Наши основные конкурентные преимущества – гарантия стабильных поставок и большие объемы. Цены на российскую и зарубежную продукцию несущественно различаются только в некоторых регионах», – уточнил он. По мнению г-на Нестерова, максимум, на что может рассчитывать ТНК-ВР при выходе на рынок, – это льготные условия поставок.
Участники рынка считают, что ТНК-ВР выбрала правильный момент для выхода на новый рынок. Как сообщил представитель одной из российских нефтяных компаний, пожелавший остаться неназванным, российское правительство попросило нефтяников снизить экспорт нефтепродуктов и увеличить объем производства автомобильного топлива, чтобы обеспечить им аграриев на период посевной в нужном количестве и по приемлемым ценам. Чтобы нефтяники не передумали, РЖД увеличили тарифы на перевозку сырой нефти. По словам собеседника RBC daily, сейчас стоимость перевозки одного барреля сырой нефти на длинные расстояния составляет около 9-10 долл. В частности, по этой причине «ЛУКОЙЛ» отказался от экспорта нефти в Китай. Источник не исключает сокращения поставок нефти на восточноевропейские НПЗ «ЛУКОЙЛа» в сложившей ситуации.
Аналитики считают, что для выхода на европейский рынок у ТНК-ВР есть год. По прогнозу ИК «Тройка Диалог», экспорт нефтепродуктов в Европу стабилизируется в 2007-2009 гг. на уровне 88,8 млн тонн из-за снижения темпов роста европейского рынка. Сейчас, по данным «Брокеркредитсервиса», этот рынок растет на 3-5% ежегодно.
Просмотров 865
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

13.03.2025
Ушел из жизни эксперт Агентства нефтегазовой информации Александр Хуршудов

05.05.2025 nik

Светлая память. Без его аналитики данные о будущем еще более размыты и подвержены манипуляциям..

04.08.2017
Анатолий Григорьев: Право называться первопроходцами принадлежит именно геологам

29.03.2025 Людмила Федоровна Поршнева Степина

Мой любимый,дорогой брат.Горжусь тобой!Перестала биться сердце Анатолия Васильевича.26 марта 2025 г. Крым 29 марта 2025.

02.12.2024
В России за 2024 год произошло 23 взрыва бытового газа

21.03.2025 Белянчикова Александра Аркадьеана 67 лет

Вот сколько живу - раньше с 70-х до 2000-ни о каких взрывах газа не слышали. А последние лет 10 это просто бич какой то! То ли раньше люди более ответственными были, то ли сейчас одни шалопаи безответственные пошли!

21.02.2025
В Тюмени около 2 тыс. студентов приняли участие в ярмарке вакансий

21.02.2025 Критик 49

Добротный материал. Интересное событие.
Редакция АНГИ - как всегда в материале и на пике новостей. Спасибо.

28.01.2025
В год 50-летия Когалыма в городе откроют новые объекты социальной инфраструктуры

11.02.2025 Кузьмичев Олег Борисович, 62 года

18 лет моей жизни прошло в Когалыме. Замечательный город, замечательные люди. Город с каждым годом просто расцветает! Спасибо компании ЛУКОЙЛ и, главное, огромнейшее спасибо ее президенту Вагиту Юсуфовичу Алекперову за их человечное отношение к жителям города. Благодаря им в городе созданы все условия для молодых семей и их маленьких детей. А в последнее время созданы условия и для молодежи.

30.01.2025
Суд обязал пересмотреть газовые и нефтяные проекты Shell и Equinor

30.01.2025 Седов Виктор Юрьевич, 81г, 11мес.

Проекты были разработаны до ГринПис, и Разрешения Выданы! Бурить! И Добывать!

15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике

16.11.2024 Пётр

У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.

23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом

24.10.2024 Болбат Михаил Александрович

А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....

11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина

11.10.2024 Андрей

Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.

29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли

30.08.2024 Кузнецов Владимир Александрович, 73 года.

Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.


^